ПРАВДА СЕВЕРА

ДЖАЗ: ТРИ ГЛАВНЫХ АПРЕЛЬСКИХ ТЕЗИСА


Культура

В минувшую субботу в Архангельском городском культурном центре состоялся фестиваль «Апрельские джазовые тезисы-2008».

Накануне фестиваля организатор мероприятия Владимир Туров транслировал посредством «партийного» органа печати архангельского джаза - газеты Jazz Party - «Три ключевых тезиса апреля-2008». Во-первых, тезис «авторская музыка прежде всего», который указывал на то, что заявленные исполнители будут строить фундамент выступлений из материала собственных сочинений, а не углубляться в импровизацию на тему вечных хитов. Вторым номером шел тезис «музыку надо слушать», исключающий возможность крупномасштабных сценических перформансов, уводящих зрительское внимание от музыкальной основы.

Третий был обозначен как «традиции и творчество в союзах» и намекал на продуктивную силу культурного сотрудничества архангельского Фонда развития джаза, Баренц-секретариата, «Джаз-центра Северной Норвегии», ассоциации «Музыка Финнмарка» и фестиваля «Баренц-джаз» в норвежском городе Тромсе. Надо полагать, благодаря кооперации этих учреждений стал возможным визит в Архангельск весьма самобытной авангардной норвежской певицы Лизы Диллан.

Фестиваль открывал молдавский квартет «Тригон», название которого означает «треугольник». Нетрудно догадаться, что такое имя ансамбль получил в своем первом составе, когда трио не пополнилось еще одним участником. «Тригон» - коллектив, достаточно востребованный. Так, ведущий фестиваля, столичный обозреватель портала www.jazz.ru Михаил Митропольский озвучил некоторые ближайшие маршрутные вехи коллектива. Путь этих молдавских мужчин пролегал из Парижа в Москву, затем в Архангельск, а после - в Монреаль.

Самым именитым участником кишиневского квартета слывет его лидер, альтист Анатолий Штефанец - человек, который играл в одном оркестре с автором и исполнителем инструментального международного мегахита «Одинокий пастух» румыном Георгом Замфиром. Одно только это обстоятельство внушало уважение. Однако пиетет к былым заслугам маэстро отнюдь не умалял достоинств архангельского выступления его коллектива.

Музыка «Тригона», хотя и балансировала на пересеченииразличных направлений, в довольно ощутимой степени содержала балканский привкус. Этот элемент поначалу источал один только альт господина Штефанца. Струнный инструмент то «проговаривал» четкие гаммы, то нисходил до атональной «брани». Позже эстафетную палочку балканских ладов подхватили заливистая флейта и труба духовых дел мастера Вали Богеана. Помимо ярких этнических ингредиентов пряный инструментальный коктейль «Тригона» был насыщен элементами симфонической музыки, джаза и прогрессивного-рока. Свое выступление коллектив неожиданно замкнул вокальной композицией «в четыре горла» - этаким залихватско-ритмичным номером с имитацией инструментов, как это делает знаменитый Бобби МакФерин, но только с балканскими мотивами, разумеется.

Следующим номером шла уже упомянутая Лиза Диллан - представительница нордических культурных стихий. Эта певица хоть и начинала свой творческий путь с джаза, сейчас она, пожалуй, находится вне каких-либо стилистических тисков. Но джазовые корни дают о себе знать в склонности к импровизации. Примечательно, что сейчас эта женщина преподает импровизацию в Норвежской государственной академии музыки, университете Осло, Народном университете Тонехема, организует семинары для учителей в общеобразовательных и музыкальных школах. Как говорится, студентка, спортсменка, комсомолка.

О выступлениях, подобных шоу Лизы Диллан (если таковые бывают), обычно говорят: «это не бесспорно». Здесь, несмотря на второй концептуальный тезис господина Турова, нашлось место локальному перформансу. На небольшом столике певица разместила несколько бокалов (видимо, с водой) и пару больших металлических кружек. Этот арсенал она периодически использовала в качестве аккомпанирующих ударных инструментов. Пение госпожи Диллан было виртуозно и содержало умеренные порывы минорных ближневосточных вокальных ветров, скандинавски сдержанные мотивы, а порой и авангардную взрывную бесшабашность. Какие-то конкретные тексты Лиза Диллан, судя по всему, не пропевала, целиком отдавшись своему импровизационному потенциалу. Правда, однажды она исполнила вполне конкретную песню, поедая при этом банан.

Гвоздем вечера, несомненно, было выступление квартета саксофонистов «Сакс-мафия», участники которого давно известны на постсоветском пространстве как выдающиеся мастера импровизации и многостаночники музыкального дела. Николай Рубанов, например, отметился в рок-группе «АукцЫон», а Сергей Летов поиграл в свое время в панк-коллективе своего покойного ныне брата Егора «Гражданская оборона».

Сообразно названию ансамбляисполнение композиций содержало некий ироничный хулиганско-бандитский подход. Отдельные вещи вполне могли бы звучать саундтреком к фильмам из истории чикагских организованных преступных группировок 1930-х годов, другие - к лентам каких-нибудь авангардных кинематографистов. Сами музыканты выглядели подчеркнуто комично: яркие рубахи и широкие шаровары с рисунками-иероглифами.

Первые вещи «Сакс-мафия» играла на четырех огромных бас-кларнетах, но потом инструментарий начал расширяться: появились и сопрано, и тенор-саксофоны. И джаз в исполнении квартета начал переливаться разнообразными красками: от авангардного хаоса к абсолютно гармоничному блюзу. Финальная композиция «Смена времен года» к видимому удовольствию зрителей прозвучала во имя окончательного прихода весны в Архангельск.

Вадим РЫКУСОВ.
23/04/2008

Copyright © 2008, Правда Севера.
При использовании материалов сайта ссылка на www.pravdasevera.ru обязательна.