(1963-1997)
"... Тут мы подходим к очень важному моменту моей жизни - то, что я долго
в себе давил, то, чем я так долго занимался, так давно жил, никому этого не
показывая, получило, наконец, выход... Я имею ввиду мои композиторские, импровизаторские
амбиции. Я понимал - при всей моей всеядности - нельзя здесь все сразу начинать
с абсолютного нуля. Поэтому я больше трех лет потратил на совершенно определенные
цели. Но бешеная тяга к импровизации, созданию своей музыки никуда не девалась,
напротив - накапливалась, скручивалась как тугая пружина... И когда я, наконец
дал ей волю - пружина стремительно распрямилась, и... вам судить!
Очень много в моей жизни изменилось за довольно короткий срок - эмиграция,
развод, новые люди, книги.
Музыка, страны - что-то появилось совершенно новое, а что-то, что всегда сидело
там в зародыше, - раскрылось и живет, живет само по себе, по своим каким-то
таинственным законам - вне сознания - и ищет выхода. Это все и есть не что
иное, как игры с подсознанием, в которых нет ни границ, ни ярлыков, ни штампов...
Потому что, как я думаю, "игры" эти возможны только тогда, когда
ты предельно открыт, откровенен и искренен. Тогда кончается ремесло и начинается
творчество.
На кассете своего рода экскурс в то, чем я занимаюсь. Записей, самых разнообразных
(и сольных, и ансамблевых), - уже великое множество. Играю я на своей же многострадальной
виолончели, но пользуюсь кое-какой электроникой, дающей самые неожиданные
возможности."..." Первая и достаточно банальная причина "электрификации"
- желание быть услышанным, динамический баланс с более громкими духовыми или,
например, электрогитарой. Вторая же (и более "глубинная") причина
- расширение звуковых и шумовых (изобразительных) возможностей по-прежнему
акустического инструмента. Конечно же мне будет со временем интересно попробовать
и чисто электрический" вариант - также как электроскрипка, существует
и злектровиолончель Сейчас же задача конкретная - сыграть себя на собственном
родном инструменте. В силу, повторяю, больших акустических возможностей виолончели
я использую всего несколько педалей-эффектов. Среди них: digital delay (цифровой
ревербератор), обеспечивающий повтор, а также "эффект кольца" -
постоянного повтора какой-то министруктуры, дающий возможность играть "самому
с собой (полифония, гармонические и шумовые "кластеры" и т.д.).
Следующий эффект- octaver (октавник), удваивающий любую ноту или пассаж в
октаву. Очередной эффект - chorus - "расстройка", раздваивание ноты
("фальшивый" унисон). И последний (пока) - flanger - эффект "раскручивания
фазы" (очень сложно объяснить на словах) - такой свистящий", меняющий
звуковысотность ноты оттенок. Плюс - колонка/усилитель дают возможность играть
в нюансе пять piano, "одним волоском" смычка - и быть внятно услышанным.
Все это, добавленное к виолончели, и дает массу новых и очень интересных технически-звуковых
комбинаций. Ну а дальше, как я уже писал - игры с подсознанием...
...Благодаря старим связям и новым знакомствам я достаточно активно (и на
приличном уровне) включился в джазовую жизнь Нью-Йорка. Кроме квартета и дуэта
я играю с очень интересным пианистом Бора Бергманом (он - один из пионеров
фри джаза, а начинал он еще со знаменитым саксофонистом Орнеттом Колманом,
в чьем альбоме 1961 года, и появилось впервые это сочетание - free jazz).
... Еще один человек, с которым мы начали играть вместе - Thomas Chapin, саксофонист
и флейтист. Мы хотим добавить к нам перкуссиониста и сделать такое хитрое
трио. Он ближе ко мне по возрасту (ему лет сорок, тогда как Borah - хорошо
за пятьдесят). Он часто играет а знаменитом Нью-Йоркском клубе "Knitting
Factory" (когда-то там действительно была вязальная фабрика, отсюда и
название) - центре альтернативного джаза (так же как "Blue Note"
и "Sweet Basil" - традиционного). Хозяин клуба - его персональный
manager, поэтому есть реальный шанс подготовить интересную программу и выступить
там. А это уже, как говорят американцы, - мало денег, но много чести. Плюс,
я познакомился с одной из легенд джаза вообще - Cecil Taylor'ом, знаменитым
пианистом и композитором. Я ему дал послушать эту самую запись и... жду следующей
недели, когда он мне обещал аудиенцию с оценкой услышанного и, может быть,
возможностью поиграть вместе. Вот!
Практически все, что вы услышите, - живая запись (кроме парочки вещей, записанных
в студии, с наложением, - когда я был у своего приятеля в Монреале и воспользовался
синтезаторами и многоканальным магнитофоном). Что-то так и осталось в записи
(своего
рода домашняя лаборатория), но большинство - играю а концертах. Конечно, а
силу импровизационной природы этих "штук", как я их называю, - не
бывает двух одинаковых исполнений. Но у многих есть своя программа и структура.
Например, Armenian Lament - я увидел по телевизору поразительный и страшный
документальный фильм о гибнущих в бессмысленной карабахской войне армянских
детях. В фильме не было музыки, почти не было слов..., - только безмолвные
кадры. Меня настолько увиденное потрясло, что я потратил подменя в библиотеке,
слушая армянскую музыку, - пока не нашел тембр дудука (тростевой инструмент
типа гобоя с нефиксированной звуковысотностью), который (тембр) и использовал
в этой композиции. Практически все сыграно флажолетами, отсюда и необычность
звучания. Я послал эту запись с описанием "программы" в местную
армянскую церковь и ... через неделю был приглашен участвовать в благотворительном
концерте в пользу армянских детей. Иногда мне не верится, что все это происходит
со мной...
Надо сказать, что и на Западе не так-то много виолончелистов-импровизаторов,
почему-то гораздо больше скрипачей. Собственно, этому есть объяснение - скрипка
была с незапамятных времен фольклорным инструментом, а в фольклоре импровизация
обычное дело: отсюда она и пришла джаз. Я сужу о необычности "взятой
на себя задачи по реакции на то, что я сыгран на солидном фестивале в Берлине.
Кстати, из более, чем пятидесяти участников там был только один еще виолончелист
из Дрездена. Мы играли отделение концерта вместе, имели большой успех, подружились
и решили создать постоянный дуэт. Я попытаюсь организовать концерты здесь
в Америке, а он - в Европе... ...Заканчивая джазовый раздел этого письма (ну
и расписался же я!), хочу добавить, что "возврат" к импровизации
внес очень большой, не побоюсь этого слова, вклад, смысл в то, чем, как и
для чего я живу. Громадная часть моей внутренней жизни получает выход воплощение,
что, в свою очередь, дает стимул всему остальному, что я по-прежнему делаю.
Все эти "крайности" никоим образом не отвлекают меня от моего основного
занятия, т.е. классической музыки (тем более, что за джаз особенно много не
платят). Я много играю а разных оркестрах и камерных ансамблях, играл соло
с оркестром, готовлю вечер виолончельных сонат (Шостакович, Брамс, Бетховен,
Дебюсси); летом перед Россией был на фестивале камерной музыки, где не только
играл, но и преподавал камерный ансамбль, следующим летом опять собираюсь
на такой же фестиваль и т.д. Мои новые интересы даже помогают в моей повседневной
музыкальной жизни - в поисках новых звуков, тембров, технических возможностей
- я лучше узнаю свой инструмент. Классическая школа тоже дает очень много
- и в композиции, и в импровизации, в ощущении формы. Бот такой симбиоз получается!