(1963-1997)
Борис Райскин родился в 1963 году в Ленинграде.
С раннего детства обучался музыке. В 1982 году окончил Ленинградское Музыкальное
училище имени Римского-Корсакова (педагоги Эммануил Григорьевич Фишман и Борис
Давыдович Межвинский), в 1988-Ленинградскую Консерваторию, где его учителями
были Иосиф Израилевич Левинзон и Алексей Алексеевич Лазько.
В 1980 - 1989 гг. начинал исполнительскую карьеру в симфонических и камерных
оркестрах, в камерно-инструментальных ансамблях (в Консерватории, в Филармонии,
в Ленконцерте). Со студенческих лет выступал в ансамблях старинной музыки
как исполнитель на барочной виолончели и виоле да гамба. Был одним из основателей
известного впоследствии коллектива "Барокко консорт".
Натура страстная и увлекающаяся, он много играл джаз и рок, выступал на джазовых
фестивалях, форумах авангардного искусства, таких, как "Осенние ритмы"
и "Открытая музыка в Ленинграде, "Альтернативная музыка" в
Свердловске. Играл в ансамбле с Владимиром Чекасиным, Вячеславом
Гайворонским, Владимиром Волковым, Вячеславом
Ганелиным, Владимиром Тарасовым, Анатолием
Вапировым, Сергеем Летовым и др. В составе Оркестра старинной и современной
музыки и как солист принимал участие в курехинской "Поп-механике".
В 1989 году Борис Райскин вместе с семьей жены эмигрирует в США. Он окунается
в бурную музыкальную жизнь Нью-Йорка и близлежащих штатов. Играет по приглашению
различных импресарио во множестве симфонических и оперных оркестров и ансамблей.
Последние несколько лет являлся концертмейстером группы виолончелей Бруклинского
филармонического оркестра (Brooklyn Philharmonic Orchestra). Выступал как
солист и ансамблист в составе "Гелиос-квартета" ("Helios"),
"Бель-арт-трио" ("Trio Belle Arte"), в различных ансамблях
старинной музыки. На ежегодных нью-йоркских фестивалях "Баханалия"
(Bachanalia), посвященных музыке Баха, его современников и композиторов ХХ
века, выступал в ансамбле с Ниной Бейлиной, Борисом Тищенко, Юлианом Милкисом
и другими выдающимися музыкантами. Вместе с симфоническими оркестрами и камерными
коллективами гастролировал в США, Канаде, Израиле. Как и в России, Борис по-прежнему
не изменяет привязанности к джазу и экспериментальной музыке. В 1993 году
он начинает выступать со своими композициями и сольными импровизациями, в
которых применяет современную электронику, расширяющую выразительные возможности
виолончели. В этих своих работах музыкант обнаруживает и реализует собственную
творческую и индивидуальность Характерно название одной из пьес, давшей имя
и первому альбому импровизаций, составленному Борисом - "В поисках тропы"
("Searching For The Path").
Без малого пять лет Борис Райскин активно выступает в знаменитых джазовых
клубах Нью-Йорка, таких, как Knitting
Factory, Birdland, Roulette. Его сольные и ансамблевые работы
можно было слышать в программах Нью-Йоркского радио. Он играет и записывается
с Сесилом Тейлором, ЛаДонной Смит, Томом
Кора, Томасом Чейпином, Фрэнком Лондоном,
рядом европейских исполнителей. Созданный Борисом совместно с его другом ударником
Яном Трояновским дуэт "Out Of Order" ("Вне правил"), дополняемый
приглашенными инструменталистами, певцами, актерами, художниками, - стал своеобразным
"полигоном" экспериментального импровизационного искусства.
В последние годы Борис Райскин много гастролировал в Америке, Канаде, Германии,
Голландии, Финляндии, России, выступал на фестивалях джазовой и импровизационной
музыки.
В августе 1996 на Втором ежегодном "Фестивале Новой Виолончели"
("New Directions Cello Festival") в Бостоне Борис представил свою
новую сольную программу. В том же месяце состоялся Международный фестиваль
импровизационной музыки ("International Improv Festival") в Бирмингеме
(штат Алабама), где Борис дирижировал фестивальным оркестром. В январе 1997
года он организовал и провел в Нью-Йорке десятидневный
музыкальный марафон, получивший название "Международный междисциплинарный
фестиваль памяти Сергея Курехина" (SKIIF). В феврале
1997 года прошли последние гастроли Бориса Райскина в городах Финляндии.
Журнал любитей искусства, #6-7,1997