...Анализируя и другие эпизоды "Восточной сюиты", легко
убедиться в том, что тематизм произведения носит ярко выраженный фольклорный
характер. Столь же значительным художественным достоинством "Сюиты" является
фольклорность самих импровизаций солистов. Это та степень мастерства,
которая говорит о музыкальной зрелости исполнителей, об их глубоком постижении
сути национального мелодического мышления. Убедительным примером является
импровизация трубача Юрия Парфенова в третьей части сюиты — Алла...
Исполнитель исходит не столько из формы колыбельной, сколько из ее образного
содержания. Мелодия, не скованная поэтическим текстом, приобретает отчетливо
выраженный инструментальный характер: обилие мелизматики, синкоп, неравномерность
строения музыкальных фраз. В мягкой, одухотворенной музыке Ю. Парфенов
достигает напряжения, используя тонкую мотивную работу, тембровые и динамические
контрасты, необычную артикуляцию. Он интересно использует вибрато, имитирующее
характерную манеру игры на народных смычковых инструментах, вибрирует
звук не сразу после взятия, а чуть позже.
Кроме того, выдерживая длительность звука, Ю. Парфенов иногда делает маленькие
глиссандо. Новые приемы артикуляции, наряду с другими факторами, придают
пьесе специфический колорит. Отметим, что большое разнообразие трелей
и вибрато встречается в музыкальном фольклоре многих народов. Например,
так называемая "фальшивая трель" лаутарских ансамблей в Румынии, а также
аналогичные приемы
в народной музыке таджиков, афганцев, азербайджанцев и других народов
азиатского региона.
Исполнительская манера Ю. Парфенова, вобравшая в себя черты народного
инструментального музицирования, произвела сенсацию в джазовой среде.
Его игру называли "новым словом в джазе".
Большой интерес представляет ладовая основа музыки "Восточной сюиты",
во многом определяющая гармонический язык произведения и импровизации
солистов.
Узбекская мелодика в основе диатонична. В народной музыке, наряду с натуральным
мажором и минором, часто встречаются миксолидийский, дорийский, фригийский
лады. Другой характерной особенностью узбекского музыкального фольклора
является полиладовость, которая проявляется в виде "хроматизма на расстоянии".
Причем наиболее часто хроматически изменяются II, III, VI и VII ступени
лада. Ярким примером может служить народная мелодия "Сама" 2.
В приведенной мелодии крайние части изложены в натуральном соль миноре,
а средняя часть — кульминационный раздел (аудж) основан на D дорийском.
Ми-бекар в примере, являясь "хроматизмом на расстоянии", подчеркивает
полиладовый характер мелодии — синтез эолийского и дорийского ладов.
С принципом полиладовости мы встречаемся и в "Восточной сюите". Разрабатывая
тематизм, создавая форму частей произведения, солисты Ю. Парфенов, Р.
Ильясов и К. Добровольский исходят прежде всего из ладовой основы музыки.
Характер импровизаций, основанных на тонкой мотивной работе, выявляет
их ясную национальную почвенность и как нельзя лучше отвечает принципам
развития узбекской монодии.
Мы рассмотрели не все компоненты музыкального языка сюиты. Однако и приведенные
примеры обнаруживают глубокие национальные истоки произведения, органичность
претворения национальной мелодики в импровизациях солистов.
Композиторское мастерство авторов "Восточной сюиты" заключается в создании
гармоничной драматургии произведения, в раскрытии большой философской
темы. Обобщенный образ Востока является здесь центральным моментом, синтезирующим
взаимосвязи элементов узбекского музыкального фольклора с импровизационной
сущностью джазового искусства.
"Восточная сюита" — одно из самых ярких произведений советского джаза
конца 70-х годов.
из книги "Советский джаз",
Москва, "Советский композитор", 1987