В ВЫСТУПЛЕНИЯХ рок-групп, которые используют в своих шоу элементы
перфоманса, можно видеть и рекламные жесты, и полные сосредоточенности
действия для достижения у зрителей эффекта сопереживания и сотворчества.
Отношение к зрителям как к "черни" характерно для поп-культуры. Представления
на концертах "попсы" пошли по этому пути. Но всегда и во всех
странах были художники, идущие "против течения". Новый импульс
"протестному" движению по отношению к рождающемуся поп-официозу
задал десять лет назад Александр Ляшенко (более известный прозвищем "Петлюра").
Он объединил вокруг себя в поселении на Петровском бульваре художников
и музыкантов. Амбициям идеолов "попсы" был противопоставлен
энтузиазм "авангарда". Представления на Петровском бульваре
имели как комический характер — Петлюра передразнивал показы мод, выступая
в роли пересмешника, так и ... магический. За "магию" отвечала
Катя Рыжикова, выпускница исторического факультета МГУ, которая почувствовала
энергию, скрытую в этнических костюмах и обрядах, и начала свой поиск.
Следует оговориться: эксперимент с ритуалом порой вещь опасная и сомнительная...
Иногда и "серьезные" музыканты превращают свои концерты
в фантасмагоричные представления. Родоначальником здесь можно считать
композитора Сергея Курехина с его
"Поп-механикой". В этом
направлении движется команда "Достоевский" из Петербурга, ансамбли
"Фрукты" и "Балаганчик" из Москвы. Выступление "Балаганчика"
на фестивале "академического андерграунда" весной 1997 года
удивило видавшую виды столичную публику: лауреаты международных конкурсов
в области классической музыки оказались блистательными актерами в жанре
бурлеска. "Фрукты" показали в Доме Художника программу "визуальная
музыка". Во время концерта шел документальный фильм Кобрина, который
благодаря компьютерному "редактированию" был послушен воле дирижера.
Фильм мог замедлять и убыстрять бег, повторять визуальные ряды, как игра
музыкантов повторяет ряды звуковые. Однако в том случае, когда первичной
является музыка, визуальные образы играют роль иллюстрации — порой забавной
и дивной, как это было на концертах Сергея Курехина, но несущей следы
вторичности по отношению к творчеству композитора.
В жанре музыкального перфоманса выступают Сергей Летов (брат Егора,
принимавший участие в концертах "Поп-механики") и Владимир Чекасин.
Если Чекасин строго простраивает отношения с актерами, диктует им модус
поведения на сцене во время концертов, то Летов "дает им волю"
— он больше импровизирует сам и откликается на импровизацию артистов.
Сергей Летов привык "озвучивать" вернисажи художников, откликаясь
на визуальные образы — он способен создавать баланс инициатив, столь необходимый
для перфоманса, в котором живые картины складываются под живую музыку.
Летов вместе с группой "Народный праздник" удачно выступил на
фестивале "Альтернатива", вместе с труппой экспрессивной пластики
Геннадия Абрамова создал спектакль "Стая", где слились сюрреалистические
миры гоголевских повестей "Шинель" и "Нос".
КРАСНАЯ
СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ...
Юрий Соколов
Завтра No: 42(203)
Date: 21-10-97