Джаз в городах и республиках. Узбекистан

...Анализируя и другие эпизоды "Восточной сюиты", легко убедиться в том, что тематизм произведения носит ярко выраженный фольклорный характер. Столь же значительным художественным достоинством "Сюиты" является фольклорность самих импровизаций солистов. Это та степень мастерства, которая говорит о музыкальной зрелости исполнителей, об их глубоком постижении сути национального мелодического мышления. Убедительным примером является импровизация трубача Юрия Парфенова в третьей части сюиты — Алла...
Исполнитель исходит не столько из формы колыбельной, сколько из ее образного содержания. Мелодия, не скованная поэтическим текстом, приобретает отчетливо выраженный инструментальный характер: обилие мелизматики, синкоп, неравномерность строения музыкальных фраз. В мягкой, одухотворенной музыке Ю. Парфенов достигает напряжения, используя тонкую мотивную работу, тембровые и динамические контрасты, необычную артикуляцию. Он интересно использует вибрато, имитирующее характерную манеру игры на народных смычковых инструментах, вибрирует звук не сразу после взятия, а чуть позже.
Кроме того, выдерживая длительность звука, Ю. Парфенов иногда делает маленькие глиссандо. Новые приемы артикуляции, наряду с другими факторами, придают пьесе специфический колорит. Отметим, что большое разнообразие трелей и вибрато встречается в музыкальном фольклоре многих народов. Например, так называемая "фальшивая трель" лаутарских ансамблей в Румынии, а также аналогичные приемы
в народной музыке таджиков, афганцев, азербайджанцев и других народов азиатского региона.
Исполнительская манера Ю. Парфенова, вобравшая в себя черты народного инструментального музицирования, произвела сенсацию в джазовой среде. Его игру называли "новым словом в джазе".
Большой интерес представляет ладовая основа музыки "Восточной сюиты", во многом определяющая гармонический язык произведения и импровизации солистов.
Узбекская мелодика в основе диатонична. В народной музыке, наряду с натуральным мажором и минором, часто встречаются миксолидийский, дорийский, фригийский лады. Другой характерной особенностью узбекского музыкального фольклора является полиладовость, которая проявляется в виде "хроматизма на расстоянии". Причем наиболее часто хроматически изменяются II, III, VI и VII ступени лада. Ярким примером может служить народная мелодия "Сама" 2.
В приведенной мелодии крайние части изложены в натуральном соль миноре, а средняя часть — кульминационный раздел (аудж) основан на D дорийском. Ми-бекар в примере, являясь "хроматизмом на расстоянии", подчеркивает полиладовый характер мелодии — синтез эолийского и дорийского ладов.
С принципом полиладовости мы встречаемся и в "Восточной сюите". Разрабатывая тематизм, создавая форму частей произведения, солисты Ю. Парфенов, Р. Ильясов и К. Добровольский исходят прежде всего из ладовой основы музыки. Характер импровизаций, основанных на тонкой мотивной работе, выявляет их ясную национальную почвенность и как нельзя лучше отвечает принципам развития узбекской монодии.
Мы рассмотрели не все компоненты музыкального языка сюиты. Однако и приведенные примеры обнаруживают глубокие национальные истоки произведения, органичность претворения национальной мелодики в импровизациях солистов.
Композиторское мастерство авторов "Восточной сюиты" заключается в создании гармоничной драматургии произведения, в раскрытии большой философской темы. Обобщенный образ Востока является здесь центральным моментом, синтезирующим взаимосвязи элементов узбекского музыкального фольклора с импровизационной сущностью джазового искусства.
"Восточная сюита" — одно из самых ярких произведений советского джаза конца 70-х годов.

из книги "Советский джаз",
Москва, "Советский композитор",