Родился в 1957 году в Ленинграде, в семье профессиональных музыкантов.
Бабушка – педагог по вокалу. Воспитала плеяду солистов Мариинского и Большого театров, в том числе Галину Вишневскую и Ирину Архипову. А дедушка - был коммерческим директором Ленинградского металлического завода, где во время Великой Отечественной Войны делали танки и Катюши, а после, работал вместе с С.П. Королёвым над космическими ракетами. Мама – прима вокалистка, колоратурное сопрано. Пела в оперных и камерных театрах заглавные роли. В последствии , известнейший педагог по вокалу. Отец – тенор, обладавший уникальным тембром. Объездил с гастролями весь Советский Союз.
А. А. Александров выпускник Ленинградской Консерватории (1985 год) по классу фагота.
Играл в оркестре Государственного Академического Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр), Симфоническом оркестре Консерватории, Оркестре Старинной и Современной Музыки, Дуэте Классической Музыки «Ренессанс» Ленконцерта.
Александр Александров стоял у истоков группы "Аквариум", участник первого, «золотого» состава (1976-1981)
Играл в трио современного джаза с Сергеем Курехиным и Анатолием Вапировым (1980-1984)
С Сергеем Курёхиным участник первых Поп-Механик и Воробьиной Оратории (1993 год)
Участник группы" Звуки Му ", вместе с Петром Мамоновым (1986-1989)
Артист группы Стаса Намина " Цветы " 1989 год.
С конца 1989 года играет в Ансамбле Интуитивной Музыки «Три-О» с Сергеем Летовым и заслуженным артистом России Юрием Парфеновым, с которым объездил все крупнейшие джазовые фестивали Европы и провел несколько турне по Америке, включая участие в культурной программе России на Играх доброй Воли в Сиэтле.
Участник исторического Фестиваля «Легенды Русского Рока». Москва, «Зеленый театр» парк им. Горького, 2012 год.
За годы творчества было выпущено более 30 пластинок и CD в разных странах мира.
Записи включены в антологию лучших ново-джазовых композиций, выпущенную английской фирмой Leo Records в 1990 году.
Наряду с инструментальной деятельностью, А. Александров автор музыки для кино, театра и телевидения.
Лауреат международных премий.
Фильмы с музыкой А. Александрова получили:
Главный приз 4-ого Международного фестиваля «Фильмы о природе» 2006, Rajgród, Польша
Главный приз 3-его Международного Фестиваля Документальных фильмов 2006, Саратов
Приз Министерства обороны Словацкой Республики, Фестиваль «EKOTOPFILM» 2006
Bronze World Medal (Бронзовая медаль Мира) в категории: Окружающая среда и экология. Нью-Йорк, 2007 год, США
Награда за лучшую иллюстрацию в фильмах о науке или естествознании. FOCAL INTERNATIONAL AWARDS, Лондон, 2007 год.
Премия "UNDPI-Gold" ("UNDPI - Золото") Департамента общественной информации Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2007 год, США
Platinum Remi Award (Платиновый приз) Международного кинофестиваля в Хьюстоне 2007, США
Приз за лучший журналистский фильм, ENVIROFILM 2007, Банска Быстрица, Словакия
Бронзовая награда на Третьем фестивале документальных фильмов Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк 2007, США
Специальный приз в категории «Человек и его окружающая среда», FESTROIA 2007, Международный кино фестиваль, 2007, Португалия
Приз зрительских симпатий на 5-ом Международном кинофестивале документального кино о правах человека. Киев, Украина, 2008
1-ая премия 7-ого Международного Фестиваля Документальных фильмов 2010, Саратов
Специальная премия отборочного комитета Фестиваля Документальных фильмов в Стамбуле 2011, Турция
Специальный приз Uranium Film Festival, Рио де-Жанейро, 2012 Бразилия
Награда за выдающиеся достижения (документальное оформление), Ла Холла, 2012, США
А. Александров работал в телекомпаниях: ВИД, Рен -ТВ (Россия), TF-1(Франция ), ZDF и Baum Film (Германия).
На протяжении долгого времени, а с некоторыми и по сей день, Александр сотрудничал c выдающимися российскими литераторами: Львом Рубинштейном, Дмитрием Приговым , Увэ Диком, Андреем Битовым и Андреем Коровиным. Его серьезная, оригинальная и кропотливая работа над полноправным сочетанием музыки и текста нашла одобрение и положительный отклик не только у публики, но и у самых требовательных критиков.
Вот не большой, избранный ряд разнообразных музыкально-литературных композиций.
Международный фестиваль «Milanopoesiа» в Милане в 1991 году, в составе группы «Три-О», с русским поэтом Дмитрием Александровичем Приговым. Это был один из первых опытов в Советском Союзе соединения литературы и инструментальной музыки. Пригов декламировал свои стихи, а музыканты, в своей импровизации следовали, захватывали первенство или раскрывали глубинный смысл текста и возникало новое, третье качество, объединяющее слово и музыку.
Сольный проект Александра со Львом Рубинштейном в Мюнхене в концертном зале «Лирик-кабинет» в 1995 году собрал огромную аудиторию не только специалистов славистов, но и публику, интересующуюся новыми формами в музыке. Лев читал свои тексты, на библиотечных карточках, а соло на фаготе, превращало эти короткие , ёмкие фразы в музыкальные зарисовки, наброски мыслей, чувств и эмоций, скрытых в его неординарной поэзии.
В том же 1995 году, в концертном зале города Rosenheim (Розенхайм), вместе с известнейшим немецким поэтом и переводчиком Uwe Dick ( Увэ Диком ), Александр исполнил Концерт для Фагота собственного сочинения " Salzigkeit Wogen und der Sterne" ( "Соль Земли, Волны и Звёзды")
Впоследствии, с Увэ Диком, с программой его переводов русских поэтов Серебряного века, Александр выступал на множестве концертных площадок Европы.
Андрей Битов, после феерического совместного концерта в пивоварне города Karlsruhe (Карлсруэ) на международном фестивале искусств в 1996 году, предложил Александру записать компакт диск, где будут отрывки из его романа "Оглашенные" и сольные композиции на фаготе А. Александрова. Запись состоялась, и вышел компакт диск "Оглашенные", вызвав одобрение критиков и публики. Потом, вместе с Андреем Георгиевичем были открытие памятнику Зайцу в Михайловском, сопровождаемое музыкой, открытие памятника Ф.М. Достоевскому в Петербурге, программы на множествах фестивалях и конференциях от Лондона, Парижа и Нью-Йорка до Москвы и Анапы, ( концерт на Декабрьский (Рихтеровских) вечерах в Пушкинском музее, участие в культурной программе кинофестиваля "Киношок").
Но самый знаменательный и важный проект для Александра вместе с Андреем Битовым – совместная работа над черновиками А.С. Пушкина. Уникальное соединение авторской "кухни" поэта, глубинное понимание творческого процесса, уникальное чтение Андрея Битова, строчка за строчкой, со всеми повторениями, вариантами и изменениями, и подготовленные импровизации, по черновикам Пушкина, квартета известнейших и лучших музыкантов страны: Заслуженного артиста России Юрия Парфенова, Владимира Волкова и Владимира Тарасова. Первое исполнение черновиков А.С. Пушкина "Часы печальных иль...", состоялось в Нью-Йорке в 1998 году в Cami Hall. Этот проект завоевал самые теплые и восторженные отклики не только публики, но и профессионалов пушкинистов многих стран. После премьеры в Нью-Йорке эта литературно-музыкальная композиция была представлена на самых лучших сценах Лондона, Берлина, Санкт- Петербурга, Москвы ( концерт на Декабрьский (Рихтеровских) вечерах в Пушкинском музее ), в Праге ( в павильоне России на международной книжной ярмарке ), Анапе ( в культурной программе кинофестиваля "Киношок") в Париже... Мега проект Черновиков Пушкина, воплощенный в DVD под названием "Глас Бури" с рисунками Резо Габриадзе, получил множество наград, в том числе награду за «Лучший музыкальный проект 2004 года».
В том же 1998 году была написана композиция для оркестра, посвященная столетию со дня рождения Даниила Хармса. Она была исполнена Оркестром Московских Композиторов на международных фестивалях в Вене (Австрия) и в Арле (Франция).
В последние десятилетия пишется музыка к документальному кино:
Кинематографический проект с А. Битовым, фильм «Зеленый чемодан» 2002 год
"Save Noire", "Eau" реж. Misha Lobko. S.H.S/France 1990.
" Heinz , was wolltest du in Stalingrad " реж. L.Waltz. DFF / Germany 1991.
" My Soul " реж. A Negruk. Gagrafilm / Russia 1991.
" Borderline of two Worlds " реж. Alexandr Negruk. 1992.
" Na Poroge " реж. L.Saakianz Armenfilm/Armenia/ France 1996.
" Целый завтрашний день " реж. Т. Янкевич JinaFilm 2006.
" Московские истории любви " реж. Christof Boekel BaumFilm Germany 2010"
"Матушка" реж. В. Казарина 2011 год
На 1-ом канале российского телевидения:
"Юлиан Семенов: Он слишком много знал" 2011 год. Реж. К. Смилга
"Сергей Бодров. Где ты, брат?" 2011 год. Реж. К. Смилга
"Вячеслав Фетисов. Всё по честному" 2011 год. Реж. К. Смилга
" Юрий Вяземский. Вопрос на засыпку" 2011 год. Реж. К. Смилга
А. Александров - автор музыки к спектаклям:
«Идиот» в театре Школа Драматического Искусства Анатолия Васильева 1988 год
В Театре им. С.В. Образцова с режиссером Е.М. Образцовой:
« Пиковая дама» признан лучшим спектаклем к 200-летию А.С. Пушкина. 1999 год
« Великий пересмешник» (к 100-летию со дня рождения С. В. Образцова) 2001 год
«Братец кролик» 2003 год
«Ночь перед Рождеством» 2004 год
В Королевском театре в Мюнхене:
"Words and Music" Самуэль Беккет 2013 год
В Театре Булгаковского Дома:
"Маяковский против Булгакова»" 2016 год
"1917-тый. Музыка Революции" 2017 год
Продолжая творческие поиски по соединению слова и музыки, А. Александров создает разнообразные проекты, такие как с писателем Андреем Бычковым, с поэтом и переводчиком Максимом Амелиным, вместе с известным саксофонистом Сергеем Летовым, программа переводов и стихов на древних языках (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и на книжных ярмарках), культурологом и переводчиком Екатериной Дайс (программа по ее переводам Э.Э. Каммингса),
Создает музыкальные проекты для конференций в Институте Мировой литературы и Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино.
2014 – «Ночь музеев» в Музее г. Москвы.
2015 – «Ночь музеев» в Библиотеке иностранной литературы им Рудомино.
2016 - Москва, «Ночь музеев» в библиотеке им Некрасова.
2017 –«Ночь музеев» в Доме Поэта в Коктебеле.
Особое место в творчестве А. Александрова занимает совместная работа с поэтом и общественным деятелем А. Коровиным. Творческий дуэт «Коровин и Фагот» существует с 2012 года.
За время их совместного творчества было создано много программ, среди которых самый большой резонанс вызвали проекты «Маяковский против Булгакова», « Еще не раз вы вспомните меня», посвященный Н. Гумилеву, и «Путешествие по русской литературе, от Державина до Коровина».
Творческий дуэт «Коровин и Фагот» - постоянный участник международных и российских литературных фестивалей, в том числе Джаз-фестиваля «Koktebel Jazz Party» в 2014 году.
А. Александров - многолетний участник научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь».
К 9-му международному научно-творческому симпозиуму «Волошинский сентябрь» в 2011 году была написана музыка к пластической композиции «Русалии», режиссер Е. Пенкина.
На 10-м международном научно-творческом симпозиуме «Волошинский сентябрь» в 2012 году творческий дуэт «Коровин и Фагот» представили программу из произведений Н. Гумилева, В. Ходасевича, Б.Слуцкого, С.Белозерова, В. Прокошина и А. Коровина. На набережной у Дома Волошина состоялся вечер-концерт «Поэзия и джаз», где А. Александров выступил вместе с С. Бирюковым, А. Коровиным, А. Матасовой и С. Соловьевым.
В Коктебеле в Доме-Музее М. Волошина были впервые презентованы следующие проекты:
Сентябрь 2013 – экспресс-программа «Музыка со смыслом».
Сентябрь 2013 - «Воспоминания духа», мистерия в соавторстве с А. Рычковым и В. Белозеровой.
Сентябрь 2014 – к 100-летию Дома Поэта - « Мистерия о Горгоне Медузе», В это же время состоялся концерт, посвященный 40-летию творческой деятельности А. Александрова.
Сентябрь 2015 – «Музыкальные образы колоды Таро Максимилиана Волошина» (совместно с тарологом Вероникой Белозеровой)
Сентябрь 2016 – участие в творческом вечере Светланы Василенко.
Май 2017 в рамках акции «Ночь в музее» -- литературно- музыкальный проект «Духовный мир М. Волошина и русская революция 1917 года»
28 Мая 2017 " Мистерия о Дионисе, Волошине и Коктебеле" на Юбилейном концерте посвященном 140-летию Максимилиана Волошина
1 Июня 2017 - участие и создание музыки к спектаклю "Дом Корабль" в День Защиты Детей.
В сентябре 2017 года Александр получил звание лауреата Международной Волошинской Премии в номинации "За вклад в культуру".
Александр Александров периодически участвует в Международных Джазовых Фестивалях в Коктебеле. Выступал в составе группы "Аквариум", группы "Аукцион", представлял проект "Часы печальных иль...", и в 2020-ом году была международная премьера спектакля "Маяковский против Булгакова".
alexandrov.fagot@gmail.com